"Если у бизнеса нет средств на запуск новых проектов, можно взять кредит или воспользоваться другими способами получения финансовых вложений. С другой стороны, есть люди, которым хочется стать инвесторами, и они могут целенаправленно искать компании для финансирования. Для решения обеих задач был придуман так называемый краудфандинг."
- Что такое краудфандинг простыми словами
- Как это работает?
- Отличие краудфандинга от краудсорсинга
- Виды краудфандинга
- Кому подойдёт краудфандинг
- Преимущества и недостатки краудфандинга
- Правовое регулирование краудфандинга в России
- Что такое платформа для краудфандинга?
- Как запустить краудфандинговый проект
Когда у бизнеса мало своих средств для запуска новых проектов, его руководство может попытаться взять кредит или воспользоваться другим способом получения финансовых вложений. С другой стороны, люди, которым хочется стать инвесторами, могут целенаправленно искать компании для финансирования. Для решения обеих задач был придуман так называемый краудфандинг или краудинвестинг — коллективный сбор денег. В статье мы расскажем, как это работает, на каких площадках реализуется в России и за рубежом.
Что такое краудфандинг простыми словами
Термин произошел от английского crowd — «толпа». В 2006 году журналист Джефф Хау придумал термин краудфандинг как производное от этого слова — crowdfunding (crowd и funding). Так он назвал способ сбора средств на реализацию и поддержание идей. Например, научных, творческих, просветительских, социальных, связанных с улучшением экологии.
Желающие воспользоваться схемой краудфандинга — или «народного финансирования» — вкладывают деньги или привлекают инвесторов, которые впоследствии смогут получить прибыль с оплачиваемых ими проектов. Иногда краудфандинг бывает безвозмездным. В таких случаях инвесторы поддерживают интересные кампании добровольно или участвуют в благотворительности. Но обычно целью краудфандинг-финансирования является получение прибыли.
Как это работает
«Финансирование толпой» — это вложение, как правило, небольших средств в некую цель или проект. Участниками краудфандинга являются:
- Фаундеры — бизнесмены или изобретатели. Они являются авторами идеи и запускают сбор средств с целью поддержать проект.
- Бэкеры — люди или компании, которые финансируют идею фаундера.
- Крауд-платформа — сайт, где опубликована реклама проекта и организована техническая возможность для приема пожертвований. Такие платформы берут фиксированную комиссию за размещение информации об идее, посредничество между фаундером и бэкером и возможность собрать деньги.
Вот так работает краудфандинг простыми словами:
- Фаундер подробно описывает идею и после этого выкладывает ее на крауд-платформу вместе с условиями и сроками вложения денег. Главное на этом этапе – создать максимально понятное, но привлекающее внимание описание.
- Заинтересованные инвесторы анализируют проект и активно делают финансовые переводы, если считают его потенциально прибыльным или просто интересным.
- Если к указанному автором сроку на счету краундинговой платформы накапливается указанная сумма, она переводит деньги автору. Если фактическая сумма меньше указанной в описании, средства возвращают инвесторам.
Зачастую авторы идей дают инвесторам бонусы, когда размер пожертвования превышает определенную сумму. Примеры бонусов — фирменный мерч, скидки на товары или обслуживание.
Отличие краудфандинга от краудсорсинга
Краудфандинг — это поиск денег на реализацию проекта, который впоследствии приносит инвесторам прибыль.
Краудсорсинг — поиск людей для реализации идеи на добровольной основе. Если проект окажется удачным, участники, при желании, смогут воспользоваться им как рекламой профессиональных навыков, жизненной позиции или гражданской активности.
Виды краудфандинга
Рассмотрим популярные виды краудфандинга:
- Вложение денег с будущим вознаграждением (Reward). Инвесторам автор обещает какой-нибудь бонус. Например, услугу, благодарность, денежное вознаграждение, специальные возможности при использовании продукта, скидку и прочее.
- Вложение акций (Equity). Когда бизнес старается привлечь инвесторов, он может предлагать им покупку доли в проекте. Такие проекты принимают к публикации не все краудфандинговые площадки.
- Долговой краудфандинг (Debt). В этом случае инвестор получает прибыль с процентами.
Кому подойдёт краудфандинг
Эта схема поиска средств поможет профинансировать проект в таких случаях:
- у компании уже есть известный бренд, а теперь она хочет открыть новое направление или исправить ошибки в работе с существующими продуктами;
- у человека или группы людей есть идея, которая может заинтересовать аудиторию и инвесторов;
- есть идея с потенциально сильным эмоциональным откликом;
- для идеи требуется сравнительно небольшая сумма — например, полмиллиона или миллион рублей.
Краудфандинг почти наверняка окажется бессмысленной затеей в таких случаях:
- для запуска проекта требуются многомиллионные вложения;
- нет эмоционально цепляющей или потенциально выгодной идеи;
- нет аудитории, которая хочет помогать в реализации проекта.
Важно. Если предприниматель понял, что его идее не поможет краудфандинг, ему стоит поискать инвестиции другими способами.
Преимущества и недостатки краудфандинга
К плюсам коллективного сбора средств на идею относят:
- Возможность получения денег без оформления кредита в банке. Благодаря краудфандингу можно найти средства на реализацию проекта без подготовки кипы документов и выплаты процентов.
- Возможность рассказать об идее широкой аудитории. Краудфандинг в России и за рубежом часто становится PR-средством поиска покупателей и партнеров. Многие сайты и офлайн-СМИ соглашаются на бесплатную публикацию интересных идей.
- Возможность оценить спрос на проект. Краудфандинговые площадки помогают наглядно увидеть количество людей, готовых вкладываться в идею и доводить ее до успеха. Если инвесторов нет или мало, автору стоит пересмотреть цели.
Минус краудфандинга для автора проекта — необходимость вкладывать большое количество времени и усилий для продвижения. Для яркого описания проекта желательно нанимать платных PR-специалистов, чьи услуги недешевы. Недостатком этой схемы для инвесторов является отсутствие гарантии в конкурентоспособности конкретной идеи. Привлекательный в самом начале проект может «свернуть не туда» в будущем.
Правовое регулирование краудфандинга в России
Деятельность краудфандинговых платформ, права и обязанности сторон в нашей стране регламентирует №259-ФЗ «О привлечении инвестиций». Согласно этому закону, автор проекта может привлекать инвестиции на сумму до 1 млрд. рублей в год, а инвестор — вкладывать до 600 тыс. рублей в год. Организаторы площадок для краудфандинга и краудинвестинга должны уведомлять инвесторов о потенциальных рисках, связанных с вложением денег через интернет.
Что такое платформа для краудфандинга
Организовать сбор средств можно на персональном сайте или в группе в социальной сети. Если на группу проекта в соц.сетях подписано мало пользователей, или ее аудитория едва ли заинтересована в финансировании проекта, описание логичнее разместить на отдельной площадке — электронной краудфандинговой платформе. Можно использовать сразу несколько ресурсов, чтобы о проекте узнало большее количество потенциальных инвесторов (социальные сети, СМИ, специализированные площадки).
Сотрудничество с авторами идей и инвесторами у площадок для краудфандинга различаются. Перед началом работы с таким сайтом следует подробно изучить его правила, узнать количество успешных проектов, проверить репутацию, поговорить с другими инвесторами и выбрать площадку, которая больше подходит для ваших целей.
Российские платформы для краудфандинга
В нашей стране авторы коммерческих идей публикуют их на сайтах Boomstarter и Planeta.ru.
Boomstarter. Этот вариант подходит в большей степени для проектов, связанных с технологиями, но попробовать найти спонсоров в поддержку творческой или социально полезной идеи тоже можно.
Комиссия сайта составляет 3,5% от суммы. Комиссию удерживают только в случае получения всей суммы, а если собрать ее не удалось — просто раздают деньги обратно инвесторам. Также сайту нужно отдельно платить за рекламный постинг в соцсетях, консультации, включение в рассылки.
Boomstarter принимает к публикации жизнеспособные, четко сформулированные идеи от авторов, которые точно определились с суммой для реализации. По понятным причинам площадка отклоняет проекты, не соответствующие законодательству РФ.
Planeta.ru. Платформа позволяет собирать средства на творческие идеи. Например, издание книг и журналов, запуск мобильного приложения или игры, продвижение музыкальных альбомов, запуск сайтов, съемки фильма. Администрация рассчитывает комиссию индивидуально, раздает обратно деньги, если указанная автором сумма не собрана.
Площадка Planeta.ru отклоняет идеи, не связанные с творческими или социально полезными идеями. Поэтому она не публикует проекты, направленные на достижение личных целей, саморекламу, рекламу конкретного продукта, продвижение религиозных течений или финансирование политических движений.
Зарубежные платформы для краудфандинга
Kickstarter. Сайт принимает к публикации потенциально прибыльные идеи в области науки, творчества и производства. Аудитория Kickstarter крайне велика и лояльна почти к любым стартапам. Для публикации проекта понадобится отлично составленное описание на английском языке, адаптированное под западную аудиторию. Если собрать деньги не удастся, сайт вернет их инвесторам.
AngelList. С помощью этой платформы можно собирать средства на развитие IT-проектов. В свое время на этом сайте удалось собрать первую крупную сумму проекту Uber.
Сrowdfunder. Сайт для поиска финансирования нечетко сформулированных, но теоретически интересных творческих и бизнес-идей. Сотрудничает с авторами проектов и инвесторами по системе вознаграждений. Берет комиссию 5% с полностью собранной суммы.
Как запустить краудфандинговый проект
Процесс можно условно разбить на шесть шагов.
- Сформулировать цель сбора средств. Для продвижения идеи понадобится яркое и детальное описание. Составлять описание лучше простыми словами, избегая терминологии – так шансы получения инвестирования выше. Инвесторы не будут вкладываться в то, что не понимают без приложения дополнительных усилий.
- Подсчитать сумму, которая требуется для реализации идеи. В нее должны войти материалы, комиссия площадки, налоги и расходы на поощрения для инвесторов.
- Выбрать срок сбора необходимой суммы. Большинство краудфиндинговых проектов длятся 1-3 месяца. За этот срок автору придется приложить максимум усилий для мотивирования инвесторов.
- Составить план продвижения. Публикации интересного и подробного описания идеи на площадке недостаточно. Чем шире освещается проект и успехи в сборе средств, тем лучше. В решении этой задачи поможет постинг в социальных сетях и Телеграм-каналах, участие в тематических выставках и конференциях, ведение собственного сайта и покупка рекламы на других сайтах.
- Выбрать краудфандинговую площадку. Необходимо внимательно изучить условия всех понравившихся платформ, чтобы составить точное представление о комиссии и ограничениях.
- Сделать подборку поощрительных бонусов для инвесторов. Для этого подойдет мерч, сувениры, нематериальные бонусы вроде публичных благодарностей, скидки на продукцию или услуги.
Мы рассказали простыми словами, что такое краудфандинг, и зачем он нужен и что получают инвесторы:
- В обмен на размещение описания проекта на краудфандинговой площадке – деньги на его реализацию мимо банков, крайне требовательных к заемщикам.
- В обмен на вложенные деньги – не только прибыль, но и подарки, скидки и другие бонусы.
- В обмен на добровольное участие в таком проекте – рекламу профессиональных навыков.
Работая с нами, клиенты экономят своё время и избегают сложностей, связанных с самостоятельным обращением в банки и заполнением бумажной документации.
Мы гордимся своей прозрачностью и честностью в работе!